Балы и танцы в Нахичевани

Когда мы читаем воспоминания путешественников, которые побывали в Нахичевани в конце восемнадцатого – начале девятнадцатого веков, то видим перед собой восточный город с богатыми базарами и знатными купцами. Но уже к середине девятнадцатого века город Нахичевань-на-Дону становится по-настоящему европейским городом, светские салоны которого ничем не отличаются от московских и петербургских. Об этом хорошо написано в книге Келле-Шагинова «Моя единственная жизнь». Он в своих мемуарах подробно описал, как в Нахичевани устраивались балы и танцы.

В 1862 году в Нахичевани-на-Дону открылся Коммерческий клуб. Там стали устраиваться бальные вечера. Это было ново для нахичеванцев. Как пишет Келле-Шагинов, на балах по уставу танцующие должны были быть во фраках и в белых перчатках. Мужчины одевали также лакированные штиблеты. Город вдруг весь оказался охвачен балами. Дамы и девицы готовили новые наряды, платья с декольте. Этого тоже никогда ранее не бывало в Нахичевани.
Вот как об этом пишет Келле-Шагинов: «Бильярд, открытый буфет, дамы на балу разносили конфеты, оршады, лимонады от дирекции. Пошли новые танцы: лансье, мазурка, гран-рон. На балах играл большой театральный оркестр из ростовского театра, устраивались семейные ужины после бала на особых столиках. Лакеи во фраках, белых перчатках, поварские меню – все это на новый манер, не так, как обыкновенно проводились вечера у нахичеванцев. В общественную жизнь Нахичевани пробилась новая мощная струя». Проводились также детские балы и балы-маскарады. Вот как описывает первый бал-маскарад в Нахичевани Келле-Шагинов: «Наступил вечер маскарада. Из армянок никто не решался явиться в масках; явились многие, но в обыкновенных бальных нарядах. Мужчины тоже были без масок. Из Ростова приехало много дам и кавалеров – тоже без масок, явились офицеры местного гарнизона. Начались танцы. Во время танцев один из офицеров счел себя чем-то оскорбленным Карпом Кирилловичем Чорчоповым из местной золотой молодежи. Офицер вызвал молодого человека на дуэль. Это произвело страшный переполох в городе. Дуэль – невиданное дело для нахичеванцев. Пошли между матерями и сестрами ахи и вздохи, считая его, статского человека, заранее обреченного на смерть. Тут вмешались друзья Чорчопова. Удалось примирить враждующих и сенсацию эту затушить».
Тут мне хотелось обратить внимание читателей, что Нахичевань был все-таки город особый. Несмотря на то, что к середине девятнадцатого века город по архитектуре не отличался от европейских городов, по укладу он все же был армянским. Не было в традиции донских армян дуэлей. Нахичеванцы всегда старались подобные конфликты решать миром. Смею предположить, что ни Пушкина, ни Лермонтова в Нахичевани на дуэль никто бы не вызвал. Конечно, страсти кипели в городе, порой шекспировские. Но любую ссору старались решить мирно.
Но вернемся к танцам. Нахичеванцы старались своим детям дать хорошее образование. В том числе научить танцам. Они хотели, чтобы их дети чувствовали себя уверенно в любом столичном или европейском светском салоне. Вот как об этом пишет Келле-Шагинов: « … в 1859 году сюда приехал учитель танцев – юркий венгерец, который набрал по Нахичевани учеников у богачей, пригласив, в том числе, и нас. Установили танцы два раза в неделю: после обеда, по два раза, поочередно в домах то одного, то другого… В дни танцев венгерец приводил с собой убого скрипача. На каблуки надевались какие-то особые шпоры. Скрипач пиликал нам польки, галопы, вальсы, кадрили, лансье, мазурку, аллянс, венгерку… Всему этому мы научились в совершенстве. После этого на всех свадьбах и балах наша компания выделялась своими танцами. Мы сделались предметом особого внимания присутствующих, задавая тон танцам перед взрослыми».
Как видим, читая мемуары известного общественного деятеля Нахичевани, гласного Думы Келле-Шагинова, балы в середине девятнадцатого века были популярны среди нахичеванцев.

Георгий БАГДЫКОВ

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>