Мы под покровом Бога

Задавался ли кто-нибудь вопросом о том, почему в мире все больше атеистов? Или, например, как случается, что человек, пребывающий долгие годы в лоне одной церкви, вдруг ни с того, ни с сего становится прозелитом? Я, конечно, человек светский, хоть и верующий, но, как мне кажется, и на первый и на второй вопросы ответ один – пастырь. Да-да, я уверен, что отречься от Бога или стать прозелитом человека вынуждают непорядочные священники, а не сама Церковь. Ведь с детства все духовное у нас ассоциируется не с храмом, а с человеком в рясе, с его отношением к людям, вниманием к нуждам прихода. И чем искреннее относятся к нам священники, тем больше наша вера во Всевышнего. Ведь именно они, люди в рясе, являются посредниками между человеком и Богом или, если угодно, Землей и Небом. Сегодня в гостях у «Нахичевани-на-Дону» один из величайших пастырей Армянской апостольской церкви, архиепископ и предводитель Карабахской епархии ААЦ Паргев, с которым наш корреспондент Вадим Арутюнов встретился в Степанакерте.

– Ваше Высокопреосвященство, известно, что кроме двух орденов и медалей, которыми Вы награждены, есть еще одна золотая медаль, нашедшая Вас задолго до того, как Вы стали священником. Об этом факте мало кто знает. Что это за медаль?
– Я давно о ней забыл. Где-то в коробочке дома хранится. Хорошо, что напомнили. Надо бы поискать. Действительно, свою первую золотую медаль я получил еще в Ереванском институте иностранных языков за раскрытие образов романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Это была моя дипломная работа, за которую меня и наградили в 1976 году…
– …а через 4 года Вы поступили в Эчмиадзинскую духовную академию. Не роман ли повлиял на Вашу дальнейшую богословскую деятельность?
– На богословскую, конечно, нет. На мистическую, скорее всего. Хотя и до Булгакова я был мистиком. Да и я бы не сказал, что «Мастер и Маргарита» христианский роман. Хоть и есть элементы христианства… Честно говоря, после защиты диплома я больше никогда не возвращался к Булгакову.
– А что Вы теперь читаете?
– В основном читаю богословскую литературу и историко-археологическую. Стараюсь быть прагматиком. Иначе говоря, читаю то, что мне нужно, что полезно. А такой литературы так много, что мне не хватает времени на художественную литературу.
– Я ведь не зря начал разговор о медали, о литературе. Вы довольно начитанный и многогранный человек. Известны Ваши и гуманитарные, и математические способности. Любитель шахмат. Такие люди, как Вы, обычно прекрасные аналитики. Скажите, в самом начале карабахского конфликта Вы пытались наладить диалог с азербайджанским духовенством, чтобы хоть как-то избежать кровопролития?
– В 1988 году, после резни армян в Сумгаите, в Ростове-на-Дону проходила встреча духовенства Советского Союза, на которой присутствовали духовный лидер Азербайджана Шейх уль Ислам Паша-заде, католикос армян Вазген I и я. Это было 6 марта. Буквально сразу же через три дня после начала резни. Так что Советский Союз в этом плане никому не препятствовал. Встреча такая была, но как видите, исходя из последствий, духовенству не удалось предотвратить эскалацию конфликта. За нас решила политика советского государства, которая вовремя не подавила Сумгаит, из-за чего разгорелось пламя уже и в Карабахе. Кроме того, хоть некоторые в Баку пытались в разгаре конфликта придать ему статус религиозного, но ничего подобного не было. И это мы также обсудили на той же встрече в 88-м году… Раньше мы часто встречались. Например, в 1993 году в Женеве, затем через год в Москве. Были также встречи в Баку, Ереване. Пытались всегда подчеркнуть, что карабахский конфликт не имеет религиозной подоплеки. И азербайджанская сторона была с этим согласна. Духовенство со своей стороны прилагало и прилагает максимум усилий. Но, видимо, нашего голоса недостаточно.
– Хорошо. Что тогда послужило поводом к тому, что Азербайджан при «удобном» случае начинает объявлять джихад и призывать мусульман на священную войну против армян? Ведь ни для кого не секрет, что сам духовный лидер Азербайджана прикладывал и прикладывает к этому усилия. И афганские моджахеды в Карабахе тому пример.
– У Азербайджана всегда хватало наемников. Если есть деньги, то почему бы не нанимать бойцов? Наемники приезжали и уезжали. На то они и наемники. Что касается джихада, то не думаю, что именно Паша-заде его объявлял. Среди азербайджанского духовенства наверняка найдутся исламисты с ультрарадикальными взглядами, которым всюду мерещится джихад. Думаю, это их затея. Во всяком случае, мне бы не хотелось думать плохо о духовном наставнике Азербайджана. Ну не может же человек, занимая столь высокое положение, вести двойную политику. Особенно если за этой политикой тысячи жизней.
– Тем не менее, это так. И в недавних апрельских событиях Шейх уль Ислам Паша-заде снова призывал к джихаду, и есть его официальное обращение к мусульманам в открытом доступе.
– Ну что же тут поделать! Если это так, то плохо. Бог ему судья.
– Ваше Высокопреосвященство, я знаю, что Вам лично приходилось брать оружие в годы карабахской войны в 90-х. Сан священника позволяет это делать?
– Во всяком случае, не возбраняется. Особенно если это касается защиты народа, дома, семьи. Священники тоже люди. И в случае опасности должны обороняться. Тем более, когда речь о войне. А война от Лукавого. С ним надо и нужно бороться и мирянам, и духовенству. Я не люблю вспоминать те годы, но и не сожалею, что защищал Отчизну так, как мог. Не хуже и не лучше кого-то.
– Я Вас понял. Скажите, как обстоят дела с азербайджанскими мечетями в Карабахе? В Баку муссируются слухи, что их снесли.
– А зачем верить слухам? Карабах маленькое государство. Вы сами можете проехаться по нему и убедиться, что все мечети на месте и никто их не сносил. Никому в Карабахе такое даже в голову не приходило. Это же памятники культуры, прежде всего. В одном только Шуши три мечети. Да, все они пострадали во время войны. Однако мы своими силами восстанавливаем их. Одна мечеть стоит полностью отреставрированная. В прекрасном состоянии. Другая реставрируется. В настоящий момент ведутся уже внутренние облицовочные работы. А третья мечеть на очереди. Она пока в полуразрушенном состоянии. Следы снарядов сохранились. Я бы рекомендовал кому-нибудь из Баку лучше приехать и посмотреть, чем заниматься словоблудием. Мусульман в Карабахе мало. Есть незначительное количество азербайджанцев и курдов. Но, тем не менее, мечети есть. Другое дело, что они не функционируют из-за отсутствия муллы. Если есть желающие со стороны мусульманского духовенства, пусть приезжают в Карабах и занимаются приходом. Как я уже говорил, в Карабахе хоть и не в большом количестве, но мусульмане имеются.
– А как обстоят дела с армянскими храмами в Карабахе? Ведь они тоже пострадали во время войны. Все ли восстановлены?
– Хороший вопрос. Вот чтобы вы понимали бережливость армян по отношению к памятникам зодчества, независимо от того, свои они или мусульманские, замечу, что как раз армянские храмы далеко не все восстановлены. Бог один. И для христиан, и для мусульман. Мы потихоньку восстанавливаем как мечети, так и церкви по мере поступления финансирования. А Карабах, как вы понимаете, не богатая маленькая страна. Хоть и медленно, но работы идут.
– Ваше Высокопреосвященство, как Вы считаете, долго ли еще будут грохотать пушки на окраинах этой святой земли?
– Не знаю. Я не политик. Все зависит от руководства Азербайджана. Как вы правильно заметили, наша земля свята. Мы первое в мире государство, принявшее Христа. Арцах тогда был частью Армении. Учитывая, что в ту далекую эпоху только в Армении христианство было государственной религией, в нашей стране находили убежище гонимые из своих стран христиане – римляне, греки, евреи, принявшие Христа. Я хочу сказать, что сам Господь покровительствует Армении. По этой причине она до сих пор существует, будучи зажатой недоброжелателями. И если кто к нам придет с мечом – от своего же меча и погибнет. Это должен понять Ильхам Алиев и все руководство Азербайджана.
Мы под покровом Бога!
Вадим АРУТЮНОВ,
НКР, Степанакерт

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>