Упадок и возрождение армянской колонии Крыма к концу XVIII – началу XIX вв.

После Русско-Турецкой войны 1768-1774 годов крымское ханство было объявлено территорией, независимой как от Турции, так и от России. И Турция, и Россия, усиливая свое влияние на татарского хана, стремятся присоединить Крым. В создавшихся на полуострове условиях русская дипломатия принимает решение экономически ослабить татарского хана, подчинив его своей воле. С этой целью зреет план выселения всех проживающих на полуострове христиан – греков и армян – налогоплательщиков хана. Одновременно заселяя трудолюбивым христианским населением Новороссию. Так решалась проблема экономического освоения края. Сопротивление переселению жителей Крыма вовсе не учитывалось, для достижения цели все методы были хороши – уговоры, угрозы, подкуп общинной верхушки, обещание лучшей жизни в России… В результате в 1778 году и греки, и армяне в количестве 31000 душ покинули Крым. Исход христиан состоялся.

Крымская армянская колония прекратила свое существование. Экономика полуострова после ухода христиан пришла в полный упадок. Подобное состояние продолжалось долго и после присоединения Крыма к России в 1783 году. Впервые Иосиф Аргутинский посещает Крым в 1787 году. Возвращается в Новую Нахичевань в подавленном настроении: «Слишком тяжело было для нас увидеть разорение наших городов, церквей, монастырей, с полной печалью вернулись оттуда…».
Значительным событием стало возращение армян-католиков из района Екатеринослава (Новомосковска) в Крым в 1790 году. Новомосковск не имел дорог, условий для развития торговли, ремесел, садоводства, часто в городе случались наводнения. Поэтому в 1787 году община обратились к Потемкину Г. А. с просьбой разрешить за свой счет вернуться в Крым. Их просьба была удовлетворена, так как соответствовала задаче заселения полуострова. Армяно-католическая община состояла из 1000 человек, в их числе были и армяно-григорианцы и 123 грека. Большая часть возвращенцев поселилась в Карасу-Базаре (Белогорск). В Крыму за католической общиной сохранились льготы, дарованные им, как и нахичеванцем, по Указу от 14 ноября 1779 года и подтвержденные Павлом I 18 апреля 1880 года.
Иосиф Аргутинский в 1793 году вновь приехал в Крым. Вероятно, ему не давало покоя сознание того, что он в свое время сыграл заметную роль в выселении армян из Крыма. В переселении тяжелом, унесшем жизни тысячи армян, погубившем и духовного предводителя крымских армян Петроса Маркосяна. В 1794 году три месяца пробыл Аргутинский в Крыму и предложил властям конкретные меры по размещению армян на полуострове. Но его просьба не была услышана. Через несколько лет в 1798 году он вновь поднимает вопрос об отводе армянским переселенцам части Феодосии и всего Старого Крыма для компактного проживания, а также о возврате монастырю Сурб Хач его земли. И только 28 октября 1799 года была принята грамота о предоставлении армянскому обществу льгот и преимуществ. В вводной части приводились мотивы, побудившие удовлетворить просьбу армян: «Снисходя на просьбы армян…, отличившихся трудолюбием, тщательным домостроительством, благонравием, примерным поведением… продолжением ими полезных заведений и для внушения охоты к подражанию и в прочих иностранных поселенцах, даровать сим армянским обществам разные выгоды и преимущества». Первая статья – разрешение на поселения армян в Старом Крыму. Вторая статья – возвратить в Феодосии армянам церкви: Архангельскую, Сергиевскую, загородную св. Георгия, монастырь на горе Успенской и для поселения армянскую Слободу в городе. Третья статья – права монастыря Сурб Хач на землю в 12 тысяч десятин. Грамота освобождала от налогов, рекрутов, предоставляла свободу вероисповедания, свободу торговли и ремесел, а также самоуправление, ведение делопроизводства на армянском языке.
Заселение Старого Крыма и после принятия грамоты затягивалось. Процесс пошел в 1805 -1806 годах в связи с утверждением проекта застройки города и с открытием 28 августа 1808 года городской ратуши. При этом большую часть жителей составляли новонахичеванцы, которые числились в Нор Нахичеване по переписи, а проживали по паспортам в Крыму. Инициатива восстановления армянской колонии в Крыму принадлежала, прежде всего, новонахичеванцам, вчерашним крымским армянам. Крым для средних и несостоятельных слоев был местом более выгодным, чем новый край с его трудностями. Нахичеванский магистрат пытался вернуть бежавших из Новой Нахичевани людей. Вопрос разрешился 31 августа 1814 года. Сенат позволил 236 семьям, бежавшим из Нахичевани, остаться в Крыму. У этих семей не было домов и земли (недвижимого имущества в Нахичевани). Остальные беглецы обязаны были вернуться в Новую Нахичевань. По разрешению властей значительная часть жителей армянского города Григорополь, основанного в 1892 году ( Молдавия), также поселилась в Старом Крыму в 1811 году. Житель города Амасии Ованес Илинкирян обратился к министру внутренних дел России с просьбой разрешить турецким армянам поселиться в Крыму: «Известно вашему превосходительству, что армяне, находившиеся под турецким владычеством, будучи угнетаемы несносным их игом, старались и ныне стараются избавиться от жестокой их власти, дабы снискать надежнейшее себе покровительство и спокойствие в других государствах, которые и находили большею частью в России». Просьбу удовлетворили. 200 турецкоподданных армян, оказавшиеся по разным мотивам в Крыму, просили Аргутинского выхлопотать для них разрешение на поселение в Феодосии. В 1800 году большая группа армян из Константинополя обратилась к директору Ахтиярской (Севастопольской) таможни Айвазову с просьбой помочь их переселению в Крым. Русское правительство пошло навстречу, просьбу удовлетворили. В 1820 году армяне-католики в количестве 20 тысяч семей вследствие гонений, претерпеваемых ими в Турции, обратились к феодосийскому градоначальнику Энгелю с целью получить покровительство России для поселения в Крыму. Сообщая об этом правительству, Энгель писал: «Ныне неожиданно появился счастливый случай, который может совершенно изменить облик Феодосии, открыть для нее блестящую перспективу быстрого развития..». Эмиграция не состоялась. Александр I дал согласие на переселение на общих основаниях, открыто покровительствовать эмиграции не стал, «дабы не компрометировать дипломатических наших с Портою сношений». В 19-м веке значительное количество западно-армянских католиков переехало в Крым в разное время и разными путями. Таким образом, в 1913 -1914 годах в Крыму проживало 15 тысяч армян, в основном, в Симферополе, в Феодосии, в Карасу-базаре, в Старом Крыму, в Евпатории, в Ялте, а также в сельских местностях. Армянская община принимала самое деятельное участие в экономической и культурной жизни полуострова.
Светлана ХАЧИКЯН

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>